нет изображения

Новая редакция Закона «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений». Начальник информационного центра МВД – об основных изменениях

17.01.2021

Новая редакция Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» (Закон), за исключением отдельных его положений, вступает в силу с 1 марта текущего года. Он регулирует общественные отношения, связанные с регистрацией и учетом правонарушений в едином государственном банке данных о правонарушениях, их хранением и защитой, а также предоставлением сведений о правонарушениях.

Как проходила работа над законопроектом и что изменится в сфере регистрации и учета правонарушений в новых условиях, Pravo.by рассказывает начальник информационного центра Министерства внутренних дел Наталья Гуринович.

 Наталья Гуринович

– Наталья Владимировна, законодательство о единой государственной системе регистрации и учета правонарушений значительное время не претерпевало изменений. Чем была вызвана необходимость их внесения и каковы основные нововведения?

– Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» действует практически без изменений достаточно давно, с 2006 года.

Его принятие способствовало становлению и развитию общественных отношений в сфере регистрации и учета правонарушений, формированию единого банка данных.

Естественно, что за столь продолжительный промежуток времени с развитием общества, совершенствованием законодательства накопились различные проблемные вопросы, которые потребовали комплексной переработки и их отражения в Законе. Что и было сделано.

Законом внесены изменения в части определения перечня оснований постановки на учет в единый банк данных сведений о правонарушениях, связанные с изменениями Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

Изменены сроки хранения информации о правонарушениях.

Сведения об административных правонарушениях будут храниться в едином банке данных 3 года после даты окончания исполнения административных взысканий. При этом срок хранения неисполненных административных правонарушений остается прежним – 10 лет.

Теперь подробно регламентируется порядок предоставления сведений о правонарушениях, что практически не нашло своего отражения в действующем Законе.

Хотя данный вопрос, на мой взгляд, наиболее важен для граждан и юридических лиц и должен регулироваться на уровне законодательных актов.

– Стремительное развитие современных цифровых технологий оказывает влияние на развитие общественных отношений. Как Закон учел новые тенденции?

– Учет правонарушений все больше уходит от «бумаги» и перемещается в «цифру».

Законом предусматривается возможность для органов уголовного преследования, органов, ведущих административный процесс, и судов по электронным каналам осуществлять регистрацию правонарушений непосредственно в едином банке данных, что позволит обеспечить оперативность помещения в него сведений, исключив промежуточный этап их передачи на бумажных носителях или в электронном виде в органы внутренних дел.

Предусмотрена возможность подачи заявления на предоставление сведений о правонарушениях в электронной форме и их получения в виде электронного документа посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы.

– Вопросы защиты персональных данных вызывают все большую обеспокоенность в связи с широкомасштабной информатизацией всех процессов общественной жизни. Как законодатель это учел?

– Сведения о правонарушениях, хранящиеся в едином банке данных, в настоящее время востребованы и по своей значимости выходят на передний план в различных сферах общественных отношений.

Их незаконное предоставление (разглашение) нарушает конституционное право человека на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь.

Поэтому порядку предоставления сведений из единого банка данных о правонарушениях уделено особое внимание и он выделен в отдельную главу Закона. Поскольку предоставление персональных данных и сведений о частной жизни физических лиц является ограничением прав и свобод граждан, право на получение информации о правонарушениях из единого банка данных без согласия физических или юридических лиц предоставляется только ряду органов, основными функциями которых являются защита прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности, обороны, общественного порядка.

При этом указанные органы будут вправе получать сведения о правонарушениях только в определенных целях, перечень которых согласовывается с целями, указанными в проекте Закона Республики Беларусь «О защите персональных данных», разработанном на основании концепции, согласованной Президентом Республики Беларусь. Во всех иных случаях предоставление сведений о правонарушениях осуществляется только на основании согласия лиц.

Определен перечень госорганов и иных организаций, которым сведения о правонарушениях будут предоставляться без учета погашения (снятия) судимости, прекращения уголовного преследования, по истечении срока, после которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Закреплены нормы, устанавливающие порядок предоставления сведений о правонарушениях физическим лицам, адвокатам и нотариусам.

Это позволит обеспечить, с одной стороны, возможность получения информации без согласия физических и юридических лиц, в частности, адвокатами – для оказания ими отдельных видов юридической помощи, нотариусами – для удостоверения документов в рамках осуществления необходимых административных процедур, с другой стороны, – конституционное право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь граждан. Определены также ограничения на право получения сведений, затрагивающих других лиц.

– Какие новации в Законе вызвали наибольшие вопросы в ходе его согласования?

– Одним из основных изменений, которые внесены в Закон, является сокращение сроков хранения в едином банке данных сведений об административных правонарушениях с 10 до 3 лет, что вызвало наибольшие обсуждения в ходе его подготовки.

Поясню, чем это было обусловлено.

В настоящее время остро стоит вопрос необходимости приведения сроков хранения сведений об административных правонарушениях в едином банке данных со сроками хранения документов, имеющих отношение к административному процессу.

На практике имеют место случаи обращения граждан с претензиями на необоснованность предоставления в отношении них сведений об административных правонарушениях. В основном это касается тех правонарушений, по которым истекли предусмотренные законодательством сроки хранения самих административных материалов.

Опираясь на информацию единого банка данных, подтвердить или опровергнуть достоверность таких сведений не представляется возможным.

Обоснованные нарекания вызывает у граждан длительное хранение информации о правонарушениях, которая в последствии по запросам (обращениям) государственных органов, иных организаций, физических лиц используется в качестве характеризующего материала. Данный вопрос важен, так как существенно затрагивает права и законные интересы граждан и в конечном итоге влияет в целом на судьбу человека (вопросы трудоустройства, награждения, предоставления кредитов и др.).

– Со дня на день на Национальном правовом Интернет-портале будут официально опубликованы новые административные кодексы.

Учтены ли в Законе изменения, которые будут внесены новым административным законодательством?

– Одной из основных новаций, которые закрепляются в новых административных кодексах, является введение института мер воспитательного воздействия. В частности, новым Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривается возможность освобождения лиц, совершивших административные правонарушения, от административной ответственности с вынесением им предупреждения как меры воспитательного воздействия.

Такая мера не может применяться к лицу повторно в течение года и, следовательно, в обязательном порядке подлежит учету, что отражено в Законе и не потребует его корректировки в этой части в дальнейшем.

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь, данным 18 июня 2020 г. на совещании по проектам новых кодексов об административной ответственности, Министерством внутренних дел возможность учета предупреждений в едином банке данных уже реализована.

– Благодарим за интервью и желаем дальнейших успехов в работе!

Другие новости Pravo.by. 

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
 

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».


.




Вы можете авторизироваться с помощью предложенных социальных сервисов для добавления комментария.
Комментарии от авторизованных пользователей добавляются в каталог без проверки администратора.


Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney
Ваше имя: *  
Ваш email (необязательно):     
Комментарий: *  
  символов осталось.
Выбор города
АбхазияАзербайджанАрменияБеларусьБолгарияГрузияКазахстанКиргизияЛатвияЛитваМолдоваПольшаРоссияСербияСловакияСловенияТаджикистанТуркменияУзбекистанУкраинаХорватияЭстонияЮжная Осетия