По вопросам размещения рекламы на сайте, обращайтесь:
prod@beltrade.by

Многовекторный характер внешней торговли.

19.04.2011

В 2006 году Республика Беларусь вела торговлю с партнерами из 174 стран. При этом белорусские товары поставлялись на рынки 139 государств, импортировалась продукция из 159 стран.
 
По данным Министерства статистики и анализа Беларуси, объем внешней торговли товарами и услугами в прошлом году достиг 45,94 млрд. долларов и увеличился по сравнению с 2005 годом на 27,4%. Отечественный экспорт вырос на 21,7% и достиг 22,14 млрд. долларов, импорт вырос на треть и составил 23,8 млрд. долларов. Сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательным в размере 1,66 млрд. долларов. Отрицательное сальдо торговли товарами (2,58 млрд. долларов) несколько компенсировали положительные результаты в торговле услугами — баланс в пользу Беларуси составил 720 млн. долларов. Основным источником формирования отрицательного сальдо в торговле товарами стали поставки импортных энергоносителей, сырья, материалов и комплектующих.
 
Из общего объема экспорта республики на долю России пришлось 34,7%, остальных стран СНГ — 8,9%, стран ЕС — 45,5%, других стран дальнего зарубежья — 10,9%. Импорт из России составил 58,6% общего объема импорта, стран СНГ — 6,3%, стран ЕС — 22,3%, остальных стран дальнего зарубежья — 12,8%.
 
Товарооборот Беларуси в 2006 году увеличился на 28,7% к уровню 2005 года и достиг 42,06 млрд. долларов. Из них 19,74 млрд. долларов пришлось на белорусский экспорт (рост на 23,5%), 22,32 млрд. долларов — на импортные поставки (рост на 33,6%). Товарооборот со странами СНГ достиг 23,11 млрд. долларов (из них экспорт — 8,61 млрд. долларов, импорт — 14,5 млрд. долларов), со странами дальнего зарубежья — 18,95 млрд. долларов (экспорт — 11,12 млрд. долларов, импорт — 7,83 млрд. долларов).
 
Как и в прежние годы, заметной тенденцией внешнеэкономической деятельности Беларуси стало опережение темпов роста торговли со странами дальнего зарубежья по сравнению с поставками в страны СНГ. Так, если товарооборот со странами СНГ увеличился на 27% к 2005 году, то со странами вне СНГ — на 30,8%.
 
В то же время традиционно основным торговым партнером Беларуси остается Россия — на ее долю пришлось 47,4% всего объема товарооборота нашей страны (напомним, что по итогам 2005 года этот показатель составил 48,4%). На российском рынке реализовано белорусских товаров на 6,85 млрд. долларов (+19,8%). Наиболее существенный рост произошел по таким позициям, как тракторы, седельные тягачи, грузовые автомобили, шины, дорожная техника, мебель, холодильники и морозильники и т. д. Стабильно растут поставки в Россию мясных и молочных продуктов белорусского производства. В свою очередь, отечественные потребители получили от своих партнеров в РФ продукции на 13,08 млрд. долларов (рост на 29,3%). Увеличение импорта (в стоимостном выражении) обеспечили поставки нефти, нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома черных металлов, медной проволоки, кожаной обуви. В целом объем внешней торговли товарами с Россией в 2006 году возрос на 25,9% и достиг 19,93 млрд. долларов.
 
В десятку важнейших торговых партнеров республики вошли также Нидерланды (8,8%), Украина и Германия (по 5,8%), Польша (4,3%), Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (3,9%), Китай (2,3%), а также США (1,7%), Италия (1,6%), Литва (1,4%).
 
В этом году Беларусь планирует выйти на положительное сальдо внешней торговли в размере не менее 500 млн. долларов. В этой связи особенно актуальным становится наращивание экспорта товаров и услуг. В Беларуси действует Национальная программа развития экспорта на 2006-2010 годы, план мероприятий по реализации которой утверждается ежегодно. В 2007 году акцент будет сделан на расширении экспорта белорусских услуг как наименее ресурсоемкой отрасли. Кроме того, предусмотрены конкретные мероприятия по созданию и развитию системы кредитования и страхования экспорта, в том числе создание экспортно-импортного банка на базе ОАО «Белпромстройбанк».
 
Основными факторами развития экспорта в 2007 году станут планирование, расширение инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, в том числе товаропроводящей сети организаций-экспортеров, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Будет продолжено освоение производства новых экспортных товаров, внедрение международных стандартов, реализация экспортно-ориентированных инвестиционных проектов. Предусматривается также развитие информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности, совершенствование нормативно-правовой базы.
 
Важным фактором роста экспорта становится привлечение инвестиций в белорусскую экономику, прежде всего в развитие современных производств. В ближайшие годы в Беларуси планируется построить около 100 новых предприятий и обновить — более 600. Благодаря этим действиям усилится инновационная составляющая экономики.
 
Существенная доля белорусского экспорта реализуется через собственные субъекты товаропроводящей сети (ТПС). В настоящее время такие субъекты с белорусскими инвестициями работают в 24 государствах, всего их насчитывается 179, из них 129 — в России. В этом году планируется создать еще 72 субъекта товаропроводящей сети за рубежом. Эти структуры доказывают свою эффективность — только в прошлом году через них было реализовано продукции более чем на 1 млрд. долларов. По статистическим данным, основной объем реализации продукции через субъекты ТПС с белорусскими инвестициями приходился на страны СНГ — 77%, где доля России составляет 95%, Украины — 4,2%. На страны дальнего зарубежья пришлось 23% всех продаж через субъекты ТПС, из них на США — 33%, Австрию — 21%, Германию — 17%, Латвию — 16%, Венгрию — 9,4%. Рассматривается вариант использования созданных с участием белорусского капитала субъектов ТПС для выхода на внешние рынки малых и средних предприятий. Одна из форм сотрудничества — экспортная кооперация. Кроме того, товаропроизводители Беларуси имеют достаточно разветвленную косвенную сеть, это более 2,5 тысяч дилеров, дистрибьюторов и других организаций — партнеров.
 
Приоритетным партнером в работе над развитием собственной товаропроводящей сети остается Россия. Немало внимания будет уделено соседним странам — Украине, странам Балтии. Перспективными для продвижения белорусских товаров считаются рынки Китая, стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока.
 
Продвижению белорусских товаров, услуг, научных разработок на внешние рынки будет способствовать проведение национальных выставок и экспозиций. В этом году планируется провести 16 таких мероприятий в 12 странах. В России пройдут национальные выставки Беларуси в Москве, Волгограде и Калининграде, а также экспозиция — на Всероссийском научно-промышленном форуме «Россия единая» в Нижнем Новгороде. Кроме того, национальные выставки Беларуси пройдут в Азербайджане, Вьетнаме, Польше, Узбекистане, Казахстане и Литве. Экспозиции белорусских товаров и услуг появятся на Ганноверской промышленной ярмарке, на Харбинской торгово-экономической ярмарке, Дамасской, Стамбульской и Делийской международных ярмарках.
 
Подготовил Дмитрий Лупач, Издательский дом «Внешняя торговля»