По вопросам размещения рекламы на сайте, обращайтесь:
prod@beltrade.by

Надо ли отдавать рынок новогодней продукции перекупщикам?

29.12.2007

Стеклянные шары, звезды, гирлянды, мишура, пестрое разнообразие дождика — выбор предлагаемых елочных украшений ставит в тупик даже видавшего виды избалованного покупателя. Только все это великолепие привозное: российское, украинское, китайское. Глаз оно, безусловно, радует, но сразу хочется сравнить его с отечественным. Только вот не с чем: белорусских елочных украшений нигде не отыскать. Вот и получается, что зеленая отечественная красавица в заграничном наряде. Хотя нашлось все же белорусское предприятие, их выпускающее, — РУП "Бегомльский завод "Ветразь". Оно обеспечивало новогодней продукцией рынок страны последние 14 лет.

Прежде чем пройтись по производственным цехам, расположенным, кстати, в старинном красивом здании, директор предприятия Николай Глазко вводит в курс дела. Оказывается, единственный в республике завод такого рода не сегодня-завтра перестанет радовать своего потребителя. Остатки продукции сейчас распродаются, новая вовсе не производится. В свете таких событий, признаюсь, немного растерялась, но от этого желание узнать, как изготавливались, хоть и раньше, украшения, не пропало. Тем более что цеха предприятия пока не закрыты и суть некоторых работ все же удалось ухватить. Да и технология изготовления показалась довольно простой и не требующей сверхчеловеческих усилий.

Манящая с прилавков магазинов готовая продукция заставляет раскошелиться на всякие переливающиеся мелочи. И представить, что они в начале своего технологического пути были обычной пленкой, довольно сложно. Если коротко описать этапы изготовления украшений, то выглядит это примерно так.

На закупленную прозрачную пленку, кстати, отечественного производства тонким слоем наносится алюминий. Благодаря этому она становится блестящей и металлизированной, как фольга. После этого ее красят в разные цвета. Предпочтение отдается модным тонам. Толщина и цвет пленки позволяют моделировать украшения различных видов и форм. Следующий этап — резка уже окрашенной пленки. Правда, на предприятии это можно сделать либо вдоль, либо поперек, то есть только прямо, потому как оборудования для фигурной резки нет. Как понимаете сами, получается в этом случае дождик.

До полной кондиции изделия доводятся в сборном цехе. Кроме цветных париков из дождика, гирлянд, шаров и всякой цветной переливающейся мишуры, здесь мастерицы изготавливают елочки. В прошлом году придумали и выпустили дождик с нанесенным разноцветным рисунком. Правда, пришлось отказаться от новшества: своего оборудования нет, а заказывать у других дорого.

Остатки сладки?

Уходящий год, вероятнее всего, станет последним для предприятия, вернее, для выпуска елочных украшений.

На заводе пока еще работают 58 человек. Бывали, конечно, времена, когда цеха завода наполнялись гулом голосов почти двухсот работников. А в особо "жаркие" дни столько же привлекалось со стороны, даже из Докшиц люди приезжали.

Оно и понятно, тогда до 80 процентов отечественного рынка закрывала их продукция. А лет 7 назад заказы приходили в таких количествах, что их не успевали выполнять. Сейчас, к сожалению, ситуация иная: изделия продаются с трудом, ими переполнены склады.

Причина — неконкурентоспособность. В крупных магазинах продукция не котируется, что неудивительно при огромном выборе импортной. Немногим лучше дела обстоят на селе.

— Не хотелось бы останавливать производство окончательно после стольких лет работы, — сожалеет Николай Игнатьевич. — Дело это нужное, пусть и не круглый год. А главное, так приятно дарить людям радость и красоту!

Но руководитель предприятия не теряет надежды: он уверен, что отрасль эту можно реанимировать. Достаточно только модернизировать производство, вложив инвестиции в новое оборудование. Тем более и знающие люди понимают, что, если закрыть производство, вернуться к нему будет уже практически невозможно. Сейчас специалисты контролируют ситуацию на рынке и в любой момент смогут влиться в процесс на полному ходу. Но стоит отойти от дел, как сразу выпадешь из ритма, достичь которого будет сложно и материально, и по времени.

Быть или не быть… белорусскому дождику?

Проанализировав ситуацию, понимаю, что рынок новогодних украшений наводнен импортной продукцией. Некоторые, возможно, вспомнят, как еще несколько лет назад в магазинах можно было найти расписные стеклянные шары, переливающиеся всеми цветами радуги и затейливыми узорами, от "Аклии", единственного тогда в республике производителя стеклянных елочных игрушек. Сейчас предприятие перепрофилировано и выпускает иную продукцию, в том числе медицинские пипетки. Что, в общем-то, неплохо. Только совсем не по-новогоднему.

Так что стеклянных игрушек у нас уже не делают. Та же участь, похоже, ожидает и те немногочисленные елочные украшения, которые пока есть. Только вот надолго ли они задержатся? Проблем, конечно же, хватает и в этой отрасли. Нет смысла производить товар, который не продается. Но, может, стоит модернизировать производство и дать возможность заводу выкарабкаться и занять достойное место? Рынок новогодней продукции в нашей стране, по разным оценкам, составляет порядка 10 миллиардов рублей. И отдавать его перекупщикам, по меньшей мере, неразумно. Тем более что государство, пропагандируя импортозамещение, предоставляет отечественным производителям преференции.

Кроме того, работает предприятие на недорогом отечественном сырье, есть собственная котельная, позволяющая экономить энергию, переплачивать за которую не нужно. К тому же такие предприятия подпадают под программу малых городов, обеспечивающую уменьшение налоговых платежей. Неужели в Беларуси нет места отечественному производителю? А как же активно пропагандирующийся в последние годы лозунг "Купляйце беларускае!"?

Понятно, что в нашем случае речь идет о сезонной продукции. Выделять ее в обособленное производство невыгодно экономически и необоснованно. С одним видом изделий сейчас выйти на рентабельность сложно. Но ведь никто не говорит о том, что станут выпускать только гирлянды да разные пленочные украшения. Думаю, в остальное время производственные мощности будут загружены. Тем более что сил и желания работать хватает.

Усилия будут оправданны, и, как показывают расчеты, продукция станет конкурентоспособной и по цене, и по качеству. Необходимы не такие уж большие инвестиции, чтобы в ближайшее время она завоевала рынок. Что мешает сейчас, пока окончательно все не реорганизовано, вернуться к старым позициям? Если модернизировать производство, можно творить чудеса. И обновленная качественная и недорогая продукция займет достойное место на отечественном рынке.

Елена КАБАНОВА

Рэспубліка